Совместно с базаром продуктов, капиталов, рабочей массы имется и мировой рынок услуг. Находящиеся на базаре сервисы разнородны и распадаются на отдельные тесные рынки: факторинга, транспортных перевозок, туризма, банковских операций, посреднических и др. В сфере услуг расположено 40% размера иностранных открытых инвестиций в мировой экономике.
Во 2-ой половине XX – начале XXI в. происходит стремительный рост сферы услуг поэтому, что в странах с развитой рыночной экономикой высочайшая ступень зрелости экономики и высочайший степень жизни жителей нашей планеты. Конкретно эти причины, как указывает опыт продвинутых стран, и приходят причинами роста спроса на сервисы.
В валовом продукте развитых капиталистических государств на долю услуг приходится 70%, в нашей стране наиболее 50%, численность тружеников, занятых в данной сфере, согласно сочиняет 80% и 50%.
Из истории развития услуг не тайна, что основными большими экспортерами услуг имелись финикийцы, тот или иной 3,5 тыс. годов назад занимались морской перевозкой продуктов, а 2, 5 тыщи годов назад античные греки странствовали по различным странам с разнообразными целями.
В чем содержатся необыкновенности торговли услугами по сопоставлению с торговлей продуктами?
Сервисы, в отличие от продуктов, производятся и потребляются вместе с тем и не нуждаются в хранении, а также большая часть услуг основано на прямом искреннем контакте меж их производителями и потребителями (кроме услуг, оказываемых с поддержкою ЭВМтр).
Торговля услугами узко связана с торговлей продуктами, в особенности ЭВМтр, машинками, оборудованием и содействует расширению реализации этих продуктов.
Сфера услуг превосходнее защищена государством от иностранной конкуренции. А также этакие облики услуг, как денежные и страховые, транспорт, касательство, наука, образование, медицина во почти всех странах реализуются госсектором в веском объеме.
Не многие облики услуг можнож пространно применять на международном базаре, к примеру, коммунальные, бытовые; но их наличие в той либо другой стране может привлечь иностранцев – медицина, образование, культура, спорт и т. д.
Еще пока нельзя признать свершенной классификацию услуг и статистику о ней. Интернациональная статистика в согласовании с классификацией Интернационального денежного фонда выделяет лишь четыре облика услуг: фрахт – 10–12%; другие транспортные сервисы 16–17%; туризм – 28–29%; остальные сервисы – 43–44%.
При всем этом толика иных услуг – банковских, страховых, посреднических, биржевых, компьютерных – непрерывно растет. По предоставленным Интернационального денежного фонда все облики услуг в начале XXI в. теснее достигли 1500 миллиардов баксов. Сервисы растут практически в дважды скорее, чем оборот наружней торговли, а удельный вес экспорта услуг в экспорте продуктов в мировой экономике сочиняет 30%.
География услуг очень неравномерна в мировой экономике. На долю восьми водящих государств приходится две трети мирового экспорта услуг, и в то же период 50% сочиняет импорт услуг в эти страны, а на США, Англию, ФРГрам и Францию приходится 44% итого мирового экспорта услуг.
Наша родина, страны СНГрам владеют великими возможными запасами для развития услуг, но росту экспорта мешает слабенькая материально-техно основа данной сферы деятельности.
Ключевой формой поставок услуг за границу прибывает открытие там филиалов, К примеру, транснациональные компании США создают за рубежом сервисы на сумму, тот или иной в дважды превосходит целый экспорт услуг из США. В особенности деятельно развиваются сервисы в наукоемких отраслях: компы, бытовая электроника и т. д.
Непрерывно растет толика развивающихся государств в оказании услуг и некие из их теснее встали экспортерами: Южная Корея – в области инженерно-консультационных и строй услуг; Мексика – туристских; Сингапур, Гонконг – денежных.
В Рф глодать вероятности роста услуг на базе развития туризма, транспорта, а также инженерно-консультационных и строительства.
Но нужно учесть и конкурентнсть со страны Западной Европы. Квотирование услуг, морских перевозок – все это пока важно удерживает вероятности страны.
В отношения с сиим возникает необходимость интернационального регулирования торговли услугами.
Главный регулятор – двусторонние договора, как отраслевые (транспорт, касательство), так и торгово-экономические.
2-ой регулятор – многостороннее регулирование снутри интеграционных соединений. К примеру, снятие линии ограничений в ЕС дозволяет понизить цены на сервисы от 4 до 21%.
3-ий регулятор – на базе интернациональных организаций. Традиционно это межправительственные спец организации, этакие как: ИКАО – Организация интернациональной гражданской авиации; ИМО – Морская интернациональная организация; ВОТ – Глобальная туристская организация; международные торгово-экономические организации обширного профиля: ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. Это главные организации, а в целом услугами интернациональной торговли занимаются наиболее 40 интернациональных организаций.